Новая философия воспитания

 

О  реализации проекта «Навигаторы детства» и работе советника в образовательном учреждении


Ведущий специалист по реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГУП Росдетцентр Елена Семенова


Прежде всего, хочу выразить благодарность всем вам – администрации школы, учителям, детям, родителям и  вашему советнику  директора за реализацию проекта «Навигаторы детства» в прошлом учебном году


Я хотела бы остановиться на некоторых акцентах, обозначенных министром просвещения С.С. Кравцовым в ходе недавнего Всероссийского совещания с региональными министрами образования, региональными координаторами проекта «Навигаторы детства» и председателями Движения первых.

Президент России обозначил четкий посыл в развитии системы воспитания нашей страны. Основной целью является личность, воспитанная в духе традиционных, присущих российскому обществу ценностей.

Исходя из этого посыла, сегодня выстраивается вся система воспитания в России. В ближайшие годы основные акценты в развитии системы воспитания будут сделаны на формирование единого образовательного и воспитательного пространства образовательных организаций, формированию единых подходов к организации воспитательной работы, патриотическом воспитании подрастающего поколения.

И не случайно, что основная роль в этом процессе отводится советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.

Если говорить кратко, то роль советника по воспитанию в образовательной организации заключается как раз в том, чтобы анализировать имеющуюся инфраструктуру воспитания и своевременно информировать руководство школы о необходимости внедрения тех или иных форм работы с детьми, а также внедрять единые подходы к воспитательной среде.

 

Проект «Советник директора по воспитанию» является одним из флагманских проектов Минпросвещения России. Практика реализации проекта показала, что это действительно так. С началом реализации проекта в Чувашской Республике активность школ резко возросла. Это отмечают дети, педагоги, руководители органов управления образования.

 

Чувашская Республика приступила к реализации проекта с 1 сентября 2022 года. Курирующим органом, осуществляющим управление проекта, является Министерство образования Чувашской Республики. Ресурсный центр проекта расположен на базе «Чувашского республиканского института образования.

 

В 2022 году  ваша школа, наряду с другими школами Чувашской Республики, стала пилотной площадкой по внедрению должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями.

Основная задача советника по воспитанию - предложить ребенку как можно больше активностей - разнообразных событий, мероприятий и конкурсов, чтобы выявить сферу интересов и вовлечь в социально значимую деятельность.


 

Модель управления проектом на данный момент выглядит так. В настоящее время для эффективной реализации проекта выстроена следующая управленческая модель: на уровне образовательной организации – Советник участвует в реализации программы воспитания; на уровне муниципалитета – муниципальный координатор оказывает организационную и методическую помощь Советникам; на уровне региона – созданы региональные ресурсные центры, обеспечивающие взаимодействие с федеральным офисом проекта.

 


В арсенале советника директора по воспитательной работе и взаимодействию с общественными организациями много интересных воспитательных практик. Одной из них являются концепции «Дни единых действий». Цель данной воспитательной практики: формирование личности учащихся на основе патриотического воспитания.

Практика «Дней единых действий» уникальна тем, что в основе её мероприятий используется календарь памятных дат и событий утверждённый министерством просвещения РФ. Мероприятия проводятся не только Всероссийского назначения, но и Международной значимости. Концепции мероприятий разрабатываются в различных форматах. Это акции, уроки мужества, викторины, квесты, квизы, интерактивные игры, линейки, мастер-классы и многие другие формы мероприятий. Привычные календарные даты   становятся осмысленными для школьников, а участие в акциях дает детям возможность проявить свои творческие и организаторские способности

 

Помимо ДЕД, прошли такие яркие акции и мероприятия:

Акции «Талисман Добра» (талисманы для военнослужащих СВО), «Внуки по переписке» (Письма. Открытки в дома престарелых г.Саратов, д.Кшауши), «Подари Улыбку детям» (посещение волонтерами дс с театрализованным представлением), «Свеча Памяти», «Огонь Памяти», «Новогодние окна», «Новогодний подарок сироте», «А ты записался в волонтеры», Чистые пруды», «Молодежь за ЗОЖ» . «Дети – детям» и мн.др.

 

Важно, что во всех мероприятиях советник по воспитанию совместно с педагогами задействует детей разных возрастных групп, начиная от начальной школы и заканчивая старшеклассниками. Все дети с большим удовольствием и желанием участвуют в акциях.

 


В 2022 году мы подали заявки на долгосрочный, масштабный Всероссийского уровня проект: «Орлята России» - программа развития социальной активности учащихся начальных классов, заявка также одобрена. В данном проекте от нашей школы участвуют начальные классы. В течение учебного года участники проходят  обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Каждый трек заканчивается значимым всероссийским мероприятием для всех участников Программы (онлайн игра, онлайн экскурсия, онлайн мастер-класс и т.д.). Совсем скоро в школе пройдет торжественная церемония посвящения наших детей начального звена в Орлята.

 


Кроме Дней единых действий и «Разговоров о важном», которые относятся к обязательному массовому привлечению обучающихся, советники привлекают детей и к активностям разных направленностей. И вот тут советник директора выступает в роли наставника и проводника в «пространство» проектов и программ.

Российский детско-юношеский центр предлагает ряд проектов, это:

1.                 Всероссийский проект «Лига вожатых». Реализуется в рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи» в рамках национального проекта «Образование».

Цель: Создание открытого сообщества для подготовки вожатых России новой формации.

2.                 Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы». Конкурс реализуется с целью создания эффективной системы развития добровольчества (волонтерства) в общеобразовательных организациях и повышения уровня мотивации обучающихся, педагогов и родителей к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности. Участие принимают обучающиеся в составе группы от 4 дот 15 человек плюс педагог-наставник.

 

В период летних каникул проводиться Всероссийский конкурс индивидуальных проектов.

 


 При личной встрече с каждым классом, советник по воспитанию разъясняет о значимости РДДМ «Движение Первых» для каждого ребенка, обсуждает проекты и конкурсы Российского движения школьников, которые интересны детям, в которых они могут принять участие, заявить о себе, реально показать результат на уровне региона и страны.

В дальнейшем школа будет также принимать участие во всевозможных акциях РДДМ и днях единых действий, т.к. все это способствует всестороннему развитию детей и их познавательным процессам в школе.

 


Важнейшей задачей Советника является развитие воспитательной среды образовательной организации. Совместно со штабом воспитательной работы школы Советники сопровождают создание и развитие школьных театров, школьных спортивных клубов, школьных музеев, медиацентров, добровольческих отрядов, киноклубов, туристических клубов, военно-патриотических клубов и отрядов ЮНАРМИИ, вожатских отрядов школьников, отрядов юных инспекторов дорожного движения, первичных отделений РДДМ «Движение первых».

 


Росдетцентр не единственная площадка, где можно, а главное нужно принимать участие. Список программ и проектов на этом не ограничивается.

Федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей. С мая по октябрь 2023 года Росмолодежь провели 25 форумов, в том числе и конкурс грантов в разных направлениях. Молодежь от 14 до 35 лет включительно имеют возможность проявить себя и реализовать свои мечты через гранты.

Обратите внимание и на мероприятия и конкурсы и других наших партнеров

 

 

Вывод. В заключение хочется отметить, что на нас педагогов, возложена ответственная миссия – развитие личности ребенка. Это бесконечный и многогранный процесс. В процессе творческой деятельности у школьника появляется возможность увидеть мир по-новому, открываются безграничные возможности самовыражения и самореализации. От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира школьником, ощущение себя в нем. В процессе творческого преобразования своего мира школьник узнает и начинает лучше понимать себя, непрерывно растёт и меняется, повышается мотивация к обучению, занятию спортом, творчеством.